Юлия Мокеева: «Архитектор создает прекрасное не для себя, а для людей»

0

Может ли успешный архитектор быть одновременно таким же востребованным ландшафтным дизайнером, урбанистом и дизайнером интерьеров? Об этом мы спросили у Юлии Мокеевой, которая прошла путь от выпускника МАРХИ до главного архитектора бюро Piaff, а затем основала собственное архитектурное бюро M.Y. design и стала сооснователем компании Bloomy Land Group. Мы поговорили с Юлией о том, как детские увлечения могут перерасти в дело всей жизни, почему не существует пика карьеры и «стеклянных потолков», как стать настоящим профессионалом в своей деятельности и не бояться осваивать новые направления.

Юлия Мокеева: «Архитектор создает прекрасное не для себя, а для людей»

Как вы поняли, что архитектура — дело вашей жизни?

Озарения не было, понимание пришло постепенно. В детстве я любила рисовать, закончила художественную школу. При этом мне нравились еще и математика с геометрией. Так я поняла, что можно попробовать себя в архитектуре, которая как раз сочетает в себе творчество и точные науки. Я поступила в Московский Архитектурный институт, началось уже конкретное знакомство с профессией. И чем больше я о ней узнавала, тем сильнее она мне нравилась. Меня интересовало все: биографии архитекторов, история искусств, живопись, рисунок — все было таким захватывающим! Этот интерес перерос в настоящую любовь, когда мы гуляли по Москве и изучали ее архитектуру. Вот ты сидишь, делаешь зарисовку перспективы и вдруг — город с тобой говорит, и ты его понимаешь!

Но самым ярким примером городской эстетики был Париж. На последних курсах я уже работала, поэтому часто ездила в зарубежные командировки. Тогда надо было выбрать тему работы по одной из дисциплин. И вот я стою и вижу Лувр, Елисейские поля, перспективу Дефанса и понимаю, что буду писать про Париж.

Вас привлекла красота города и масштаб?

Не только. Моя работа был о том, как Париж стал Парижем, если говорить просто. Потому что вначале город был разрозненным, но удачные архитектурные решения сделали его комплексным, каким видим сейчас. Например, история Триумфального пути берёт начало в 1640 году, когда Андре Ленотр, занимавшийся устройством садово-паркового ансамбля Версаля, приказал засадить здесь аллею, проходящую от Лувра. Потом эту ось продолжили до площади Согласия и Звезды, и сейчас она заканчивается современным Дефансом. Всего лишь парк, а какая бешеная перспектива получилась! Тогда я тоже начала мечтать о чем-то масштабном, чтобы на большой территории создать целый комплекс архитектурных решений с перспективными видами.

Вам удалось эту мечту осуществить?

Конечно, но не сразу. Еще в МАРХИ темой диплома стало благоустройства Нагатинской поймы — это был комплексный проект, реализованный совместно с моими одногруппниками, и одна из первых масштабных работ в команде единомышленников. Основой проекта стало осевое решение, объединяющее комплексы разного функционального назначения. Ось была проложена через реку на противоположную сторону, связывала парк и развлекательный центр, гостиницу, жилой район и многофункциональный жилой комплекс.

  • Василиса Волкова:

    Василиса Волкова: «Удача любит смелых и решительных»

Но был и реальный проект, в реализации которого я участвовала, — реконструкция парка имени Святослава Федорова. Это была действительно комплексная работа, все решения создавались с нуля, потому что парк был разрушен. У жителей было много пожеланий: сделать велодорожки и лыжные трассы, ледяную горку и хоккейную коробку, детские и спортивные площадки, а также места, где можно танцевать и петь. И мы все учли, потому что пожелания людей — главное. Это отправная точка, от которой ты уже начинаешь развивать идеи.

А если эти пожелания невыполнимы?

Тогда задача становится еще интереснее! Ты включаешь голову, ищешь аргументы, собираешь данные, придумываешь новые решения. При этом ты постоянно общаешься с теми, для кого этот объект создается, доносишь им свои идеи, объясняешь, почему такое решение будет лучшим. Вообще, мой опыт говорит следующее: чем привередливее заказчик, тем интереснее получится проект. Плюс необходимость постоянно искать новые решения невероятно тебя развивает как профессионала.

А какими навыками вообще должен обладать архитектор?

Чтобы действительно быть архитектором, а не просто им называться, ты должен слышать пожелания людей. При этом твои работы должны отвечать трем основным принципам, которые заложил еще древнеримский архитектор и инженер Витрувий в понятие архитектуры: польза, прочность и красота. По сути настоящий архитектор — тот, кто создает прекрасное не для себя, а для людей. И главное — ты должен вести свой проект от идеи до реализации. Это не значит все делать самому, нет. Архитектура — это вообще командная деятельность. Но ты должен знать, что происходит с проектом на каждой стадии, интересоваться, быть вовлеченным. Тогда получится стоящий результат! Я много раз сталкивалась с идеями, которые трудно реализовать. И не потому что у команды нет навыков или ресурсов. А потому что того, кто разработал идею, вообще не интересовало, как ее дальше будут воплощать. Поэтому в моем бюро есть главный принцип — каждый человек остается в проекте до его полной сдачи заказчику.

Этим принципом ваше бюро отличается от других?

Да, но не только этим. Есть три основные стадии работы: создание концепции, ее разработка и реализация. И каждый мой сотрудник должен все эти три стадии пройти вместе с проектной группой. Еще одно отличие M.Y. design — универсальные специалисты, которые сами могут и начертить, и нарисовать, и сделать 3D-модель, чтобы проверить свои решения.

Кроме того, мы берем разноплановые проекты, а не специализируемся на каком-то одном направлении. У нас и дизайн интерьера, и благоустройство территорий, и планировка частных усадеб, и много других задач. Поэтому нам всегда интересно, и мы всегда находим очень неожиданные решения. Недавно, например, я занималась дизайном одной квартиры и параллельно проектом по благоустройству. И мне вдруг пришла идея использовать элементы векторной архитектуры (которая направляет ваше движение), которые мы разработали для улицы, в дизайне мебели. Если бы я занималась только дизайном, то не смогла бы найти такое решение.

А какое направление вам нравится больше?

Вы можете не верить, но абсолютно все! Наверное, поэтому я никогда не ощущала какого-то пика карьеры, или «стеклянного потолка». Потому что я постоянно ищу новое, переключаюсь с одной задачи на другую. Все эти направления разные только на первый взгляд, а по сути они базируются на одних законах. Если ты их понимаешь, то уже не важно, с чем имеешь дело — с подсвечником или генеральным планом, лишь бы был творческий потенциал у объекта.

Тем не менее у вас появилась вторая компания Bloomy Land Group. Значит, ощущение пика все же было?

Нет, эта компания связана с моей мечтой, поэтому это скорее вложение в будущее. Несколько лет назад я была в питомнике Саватеевых и подумала, что, когда устану от чрезмерно насыщенной жизни архитектора, хочу уединиться в подобном месте, где люди каждый день трудятся над чем-то прекрасным. Потом появилась команда единомышленников и земля, проекты и заказы — дело закрутилось.

А что вас так привлекает в питомнике?

Это особое место, целый комплекс, где можно и жить, и трудиться. В общем, совмещать приятное с полезным. Люди встают утром, едут по питомнику, ухаживаю за растениями и территорией. У них есть выставочный сад, где можно посмотреть все виды растений, которые находятся в питомнике. Это такая красота! Тут и плющ по холму, и ива над прудом. И ты понимаешь, что и само место прекрасное, и занятие у людей приятное.

Поэтому создание Bloomy Land — это путь к похожему комплексу, где будет и питомник, и сад-центр. Еще хотим сделать развлекательный парк для посетителей, разместить теплицы для овощей, где их можно будет купить. Есть идея устроить на территории и фермерское хозяйство, где все желающие тоже смогут купить продукты. То есть это целый мир, где и полезно, и интересно, и красиво. Наш питомник пока в посадке. Как только будем готовы открыть — обязательно расскажем!

Немногие решаются на собственное дело, даже если мечтают об этом. Как вы решились?

Здесь нужна смелость, да. Вообще любая трудность только на первый взгляд кажется комом, который сложно проглотить. Начинаешь постепенно разбираться, задача за задачей, и вот уже то, что казалось невозможным — вполне возможно. Например, когда я работала в бюро Piaff, у нас был один крупный проект. Было много согласований. Главный архитектор тогда серьезно заболел, и мне пришлось взять на себя его задачи. Подсказать было некому, и я разбиралась сама. Потом уже и сама стала главным архитектором.

Часто жизнь ставит нас в такие обстоятельства, когда нужно сделать решительный шаг. Никто не станет вдруг управлять твоими руками, давать тебе уже готовые идеи и думать за тебя. Поэтому для собственного дела у меня уже было достаточно решимости, опыта и контактов. Появились заказчики, которые хотели работать со мной. Проектов становилось больше, я постепенно собрала команду — так и появилось бюро M.Y. design.

У вас очень много задач, успеваете отдыхать?

Конечно, иначе можно превратиться в робота. От рабочих задач отлично отвлекаюсь, когда гуляю с сыном по паркам и усадьбам. Очень любим Остафьево и Архангельское, там можно прекрасно провести время. Сама люблю плавать, регулярно хожу в бассейн. Посещаю выставки, например, экспозицию импрессионистов в Пушкинском музее. Ну и конечно прогулки по городам. Это одно из любимых увлечений. В этом плане я обожаю португальскую Синтру. Если собираетесь в Португалию, обязательно его посетите. Это маленький городок, вокруг которого множество достопримечательностей разных эпох и культур. Скучать не придется!

Источник

Новогоднее настроение – это когда рад видеть даже тех, кто ошибся дверью.